Новости

В Звенигородском манеже состоялась презентация первой части книги о Шиховском промысле. Ее автор - известный историк и писатель Дмитрий Седов. Книга называется "Звенигородский музыкальный промысел".

Встреча проходила в большом зале Манежа Звенигородского музея-заповедника на фоне выставки старинных музыкальных инструментов "Звенящая струна", которые имеют прямое отношение к содержанию книги. Пришли и Шиховские мастера-надомники, без которых эта тема бы канула в Лету. Благодаря их работе производство щипковых музыкальных инструментов высочайшего качества живо и сегодня.

Издатель книги - компания АЛЬТЕР ЭГО БУК.


Презентация книги в Звенигородском манеже

Перед концертом исполнителей на народных инструментах прошло чествование мастеров Шихово. На сцену культурного центра им. Л. Орловой вышло десять мастеров, которых представила ведущая концерта , жительница Звенигорода, потомок одного из основателей промысла Татьяна Дубровина.

Это уникальные авторы музыкальных инструментов Евгений Одинцов, Николай Евдокимов, Анатолий Макеев, Алексей Симаков, Алексей Шмаков, Владимир Савельев, Сергей Савельев, Дмитрий Кононов, Александр Шаров и самый молодой мастер Алексей Блинов.

Чествование мастеров Шихов
Депутат государственной думы РФ Денис Майданов, заместитель главы округа по вопросам культуры и туризма Валентина Переверзева и главный редактор радио «Вера» Илья Кузьменков вручили мастерам дипломы и памятные подарки.

В историческую биографию Шихово навсегда вошли шиховские гитары, балалайки, домры и мандолины, на которых играли и до сих пор играют лучшие музыканты и творческие коллективы страны.

В дни фестиваля об этом напомнили исполнители государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #мастера #гитара #мандолина #ансамбль #концерт #чествование

Во второй день фестиваля состоялась лекция «Дело жизни. Выбрать, сохранить, передать. История шиховского музыкального промысла и мастеровых династий». Её прочитал Сергей Крячков - сооснователь общественного движения «Шиховские струны» и директор по развитию Союза фотографов и кинематографистов «Новатор».

Он отметил: чтобы мастер музыкальных инструментов передал свои знания подмастерью, чтобы при помощи палисандра, ели или бука зазвучали струны домры и балалайки, должно пройти несколько лет занятий. А ведь шиховский бренд жив только до тех пор, пока в деревне трудятся преемники этого дела.

Лекция «Дело жизни. Выбрать, сохранить, передать»
Народная музыка, исполняемая на домрах и балалайках, звучит не только в консерваториях и филармониях, но и на рок- и джаз-концертах - это дает надежду на то, что музыкальный промысел сохранится.

Также Сергей Крячков совместно с командой единомышленников и волонтеров-студентов провел квесты для маленьких гостей фестиваля, привлекая новые поколения будущих подмастерьев в ряды шиховских мастеров и музыкантов.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #лекция #сергеякрячков #квест #новатор #шиховскиеструны

В первый день фестиваля в Культурном центре им. Любови Орловой была открыта фотовыставка «Два с половиной века Шиховскому промыслу». Она стала совместным проектом Союза фотографов и кинематографистов «Новатор» и общественного движения «Шиховские струны».

Член московского областного отделения РГО, директор «Новатора» Заур Карамызов и фотохудожник Сергей Коростелев на протяжении двух лет посещали мастерские музыкальных мастеров в деревне Шихово.
Авторы запечатлели атмосферу создания музыки из куска дерева, передали запах лака во время бесед и интервью с потомками мастеров «самой музыкальной деревни России», коллегами из общественных организаций и фондов, волонтерами.

Фотовыставка «Два с половиной века Шиховскому промыслу»
Сергей Крячков, сооснователь общественного движения «Шиховские струны», отметил, что в каждой фотографии запечатлелись судьбы и истории поколений, и подчеркнул важность привлечения к культурному промыслу общественного интереса.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #фотовыставка #мастера #новатор #фотограф #выставка

Центральным событием второго дня Шиховского фестиваля стал концерт исполнителей на народных инструментах с чествованием ныне живущих и творящих мастеров Шихово.

В концерте принял участие Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г. Зыкиной. Под руководством профессора Дмитрия Дмитриенко, заслуженного артиста России, ансамбль буквально покорил сердца слушателей.

Солистами выступили Лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, профессора и преподаватели высших учебных заведений. Их непревзойденное мастерство и страсть к музыке проникли в каждую ноту, создав неповторимую атмосферу.

Овации не утихали, пока музыканты не согласились вернуться на сцену для повторного исполнения. Концерт стал настоящим подарком для всех посетителей фестиваля и позволил окунуться в волшебный мир народной культуры.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #концерт #ансамбль #дмитрийдмитриенко #балалайка #михаилкиселев

Концерт к 465-летию деревни Шихово и во славу Звенигородского промысла по изготовлению струнных музыкальных инструментов

На время Шиховского фестиваля Звенигород стал местом концертов – на улицах расположились импровизированные сцены, на которых выступали фольклорные коллективы, ансамбли щипковых инструментов, исполнители частушек и танцев.

На торжественном открытии фестиваля с музыкальной программой выступили ученики Звенигородской детской музыкальной школы имени С.И. Танеева, сыгравшие на инструментах шиховских мастеров. Они подарили зрителям незабываемое музыкальное представление.

Уличный музыкальный фестиваль
По улицам города разместились ярмарочные прилавки, окруженные заманчивыми ароматами и изысканными изделиями местных ремесленников. Уличные экспозиции, созданные талантливыми художниками, оживляли городские пейзажи и наполняли их яркими красками.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #музыка #концерт #сцена #фестиваль #художники #ремесленники

Главным событием фестиваля стала премьера спектакля «Дневник старого мастера» режиссера Даниила Коробейникова. Авторскую музыку для спектакля написал известный композитор и исполнитель Петр Налич.

Наталья Шмелева, начальник отдела культуры администрации Одинцовского округа, собрала талантливую команду для подготовки к спектаклю. Сценарий создал главный редактор радио «Вера» Илья Кузьменков, а главную роль сыграл заслуженный артист России Михаил Никитин.

Премьера спектакля «Дневник старого мастера»
Пьеса рассказывает историю мастера, который изготавливает музыкальные инструменты, и молодого музыканта, нуждающегося в гитаре. Спектакль поднимает вопросы благородства и зависти, любви и долга, благодарности и верности мастерству и традициям.

Зал смотрел спектакль на одном дыхании. Сразу стало понятно, что музыка – это труд, извлечь ее можно даже из деревянной доски. А Звенигород – особое место, где преподобный Савва в трудную минуту всегда прийдет на помощь. Мастер в исполнении заслуженного артиста России Михаила Никитина был как будто списан с портрета одного из нынешних деревенских мастеров.

Каждый, кто имел отношение к фестивалю, рассказывает о случайностях, похожих на чудеса. В преддверии первой репетиции Михаил Никитин вдруг вспомнил, что раньше учился на краснодеревщика, а знакомая, ничего не знавшая о спектакле, передала ему в подарок… иконку Саввы Сторожевского.

В ролях:
Мастер - Заслуженный артист РФ Михаил Никитин;
Маэстро - Дмитрий Минин;
Муза - Юлия Фардзинова;
Внук - Сергей Трекин;
Звукорежиссер - Андрей Чекин;
Смотритель - Алексей Шарапов

Ангелы: Екатерина Павлова, Людмила Люберец, Артём Мосин-Щепачев, Дмитрий Крючков

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #спектакль #дневникстарогомастера #михаилникитин #даниилкоробейников

17 июня в рамках Шиховского фестиваля в Звенигородском манеже была открыта выставка «Ремесло, пережившее эпохи. Звенигородские музыкальные мастера». Она посвящена музыкальным инструментам, созданным мастерами Шихово и окрестных селений. Посетители также смогут увидеть изделия Шиховской фабрики музыкальных инструментов, которая была закрыта в 2007 году.

Для оформления экспозиции организаторы использовали оригинальные наличники, когда-то украшавшие дома горожан. Наличники являются частью фонда Звенигородского музея-заповедника, они имеют большую ценность для сохранения исторического и культурного наследия города.

Дмитрий Седов дает интервью телеканалу ОТВ Одинцовское телевидение
Научный сотрудник музея Дмитрий Седов, проведя небольшой экскурс в историю кустарного промысла, назвал эти наличники лучшей витриной для настоящих художественных произведений. А сам фестиваль – импульсом для сохранения пока еще живых традиций отечественных мастеров.

Также в этот день юные музыканты из Звенигородской музыкальной школы сыграли на подлинных шиховских инструментах. Надо было слышать их звучание - в этот момент равнодушных в зале не осталось.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #выставка #звенигородскийманеж #музыка


Интервью с Михаилом Никитиным - заслуженным артистом РФ, исполнителем роли Мастера в спектакле "Дневник старого мастера"

Как вы готовились к своей роли?
На первых порах всё было обыденно. Даниил предложил поучаствовать в этом проекте в роли мастера в свободное от основной работы время. Вот так всё и началось... В первую очередь я обратил внимание на авторский текст мастера, его ведь не только хочется присвоить, выучить, а сделать родным, понятным. Не только мне как исполнителю, но и зрителю.
В этом помогал наш режиссёр Даниил - генератор идеи, энергии. Мы понемножку стали корректировать текст, делая его более разговорным и понятным, прежде всего, нам. Ещё важным было понять специфический язык, профессиональные термины. Здесь мне помог личный опыт.

Михаил Никитин
В юности я пытался изготовить гитару: мечтал иметь собственную, а в семидесятые годы приобрести её было сложно. Вот и попробовал, но неудачно. В это время я впервые узнал о Шиховке. Она меня вдохновила, появился необыкновенный интерес к истории, чудесному месту, персонажам. Вот и итог. Мы получили неожиданную и потрясающую энергию от зрителя. Это чудо Саввы Сторожевского - я постоянно носил с собой его иконку.
Было истинное единение команды - это точно! Мы получили столько радости! Я очень благодарен всем тем, кто создал эту чудесную историю, которая нас сроднила.

Какую роль сыграли песни Петра Налича в спектакле?
Музыкальная партитура любого спектакля — это ещё один персонаж, который с эмоциональной точки зрения непосредственно влияет на всю историю. Поэтому композиции Петра Налича – неотъемлемая часть нашей истории, которая объединяет духовно!

Каково ваше впечатление от участия в спектакле?
Я очень рад, что выпала возможность быть частью этого действа. Горжусь, что мне доверили в этой истории такую значимую роль. А вот насколько удалось воплотить её, это уже другой вопрос...

Каково значение преемственности поколений в ремесле?
Преемственность поколений - глубокое и важное понятие. Это преемственность в желании познать историю родной страны, города, деревни, семьи. Преемственность поколений в музыке, литературе, искусстве, народных промыслах, духовных традициях, в любви к Отечеству!

Как вы считаете, сможет ли молодое поколение продолжить шиховские традиции?
Наше молодое поколение уже продолжает и будет их продолжать.

Были ли какие-то уроки и мысли, которые вам кажутся особенно важными в этом спектакле?
Если всё то, что мы делаем, кому-то нужно и тем более кого-то заставляет задуматься, значит это и есть главный урок. И мысли об этом я считаю важными!

Что бы вы посоветовали начинающим актерам?
Всем своим духом впитывать окружающую жизнь - с её радостями, горестями, трагедиями и счастьем. Да, это не просто, но отдавать зрителю придётся только ваши реальные переживания, а не пустые восклицания.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #михаилникитин
Наш фестиваль завершен! Благодарим всех за участие!
Концерт-чествование для Шиховских мастеров и гостей фестиваля!
Второй день фестиваля в самом разгаре!
Премьера спектакля "Дневник старого мастера" - в зале аншлаг!
Генеральная репетиция перед спектаклем! До премьеры остается 3 часа!

"Испытываю невероятный трепет. Шихово на эти два дня - столица Подмосковья", - Илья Кузьменков, главный редактор радио Веры, на открытии выставки "Ремесло, пережившее эпохи"

Главный редактор радио ВЕРА Илья Кузьменков рассказывает о том, как небольшая деревня в Подмосковье стала центром древнего промысла по производству струнных музыкальных инструментов, каким образом ремесленные традиции сохраняются и продолжаются в настоящее время, а также о целях и программе Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна»

Слушать на сайте радио ВЕРА


Интервью с Сергеем Крячковым - сооснователем общественного движения «Шиховские струны»

Какую лекцию вы проведете на Шиховском фестивале?
Я прочту лекцию «Дело жизни. Выбрать, сохранить, передать. История шиховского музыкального промысла и мастеровых династий». На примере судеб мастеров из Шихово мы поговорим о профессиональном призвании и жизненных целях нынешних поколений.
Музыкальное дело передавалось от отца к сыну, от поколения к поколению. Промысел сохранился, пройдя две войны, революции, НЭП, раскулачивание, коллективизацию, перестройку. Он жив до тех пор, пока в Шихово трудятся преемники музыкального дела.

Сергей Крячков - сооснователь общественного движения «Шиховские струны»
В чем ценность промысла в XXI веке? Сможем ли мы сохранить его для будущих поколений и зачем это делать?
Для тех, кто пока не мучается выбором дела жизни, общественное движение "Шиховские струны" проведет квест в городском парке. Участники должны будут проявить познания в породах древесины, на ощупь угадать части музыкальных инструментов, ответить - чем мензурка отличается от мензуры и кто такая клюкарза. Звенигородцы проявили такой интерес к программе, что через 2 часа после объявления все места на программе были зарезервированы. Так что будем повторять!

Что увидят зрители на вашей фотовыставке «Два с половиной века Шиховскому промыслу»?
Фотовыставка - это совместный проект с союзом фотографов и кинематографистов «Новатор». Заур Карамызов и Сергей Коростелёв работали над ней 2 года. Этим проектом мы хотим передать атмосферу мастерских и жизненного уклада мастеров. В каждой фотографии – судьбы, история поколений. Заур и Сергей так сделали свою работу, что кажется, будто ощущаешь запах стружки и лака, когда смотришь на фотографии.

Есть ли общее послание, которое несут лекция и фотовыставка?
У нашего движения и у фестиваля «Звенящая струна» одно послание - привлечь внимание к старинному промыслу. Шихово - уникальный бренд России и мировой художественной культуры. Его можно ставить на один уровень с Палехом и Гжелью, да и другими известными помыслами. Чтобы сделать музыкальный инструмент, нужно не только быть отличным столяром, но и иметь тонкий музыкальный слух. Это настоящее чудо, когда дерево обретает голос в руках мастера.
Мы должны не только увидеть возможности этого бренда и сохранить историческую память, но и найти новые формы для привлечения к нему общественного интереса. «Шиховские струны» собрали массу материалов, аудиозаписей, инструментов, инфографики, создали цифровые архивы. Мы готовы к тому, чтобы сделать достойный музей, посвященный шиховскому промыслу. Думаю, именно музей может стать центром возрождения этого бренда.

Как вы считаете, каково будущее щипковых музыкальных инструментов?
В своё время домра была утрачена, забыта. В XVII веке царь Алексей Михайловиче запретил её своим указом. Музыкальные инструменты отвезли на Москва-реку и сожгли. Василий Андреев возродил домру. Впечатление, которое произвел его оркестр на слушателей в Европе и США, можно сравнить с реакцией на The Beatles. Когда Андреев уехал из Нью-Йорка, там сразу появилось 4 великорусских оркестра. С 1901 по 1904 было сделано более 200 тысяч музыкальных инструментов, хотя раньше балалайки и домры вообще не продавались.
Сегодня интерес к щипковым инструментам связан со школой имени Гнесиных, где ученики Александра Цыганкова показывают фантастический уровень. Балалайка и домра звучат не только в интерьерах большого зала консерватории или филармонии, но и в клубах. Это дает надежду – есть люди, которые любят музыку, исполняемую на народных инструментах, но в новых жанрах. Надеюсь, мы, звенигородцы, сможем сохранить эту часть своей истории и культуры, ведь даже П. И. Чайковский говорил «Какая прелесть эти балалайки!».

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью ергейкрячков

Интервью с Натальей Шмелевой - начальником Отдела туризма Одинцовского городского округа

Какие старинные промыслы существуют в Звенигороде? Как они влияют на культуру и традиции города?
Древний Звенигород не только богат на исторические события, но и славится ремёслами и людьми. Свыше двух веков назад здесь начали делать музыкальные инструменты и, кажется, само название "ЗвениГород" к этому как раз и располагало. Многочисленные артели и надомники, небольшие производства и даже фабрика - все было связано с музыкальными инструментами, культурой и самобытностью города. Наша знаменитая музыкальная школа, находящаяся в усадьбе Крога, на своём веку повидала огромное количество именитых музыкантов и выпустила много талантливых учеников.
Возрождение промысла - это как раз продолжение традиций и сохранение культурного кода многовековой истории города.

Наталья Шмелева - начальник Отдела туризма Одинцовского городского округа
Каковы перспективы развития туризма в Звенигороде благодаря подобным фестивалям?

Более трёх лет мы проводим фестивали событийного туризма в Звенигороде. За это время туристский поток увеличился в несколько раз – это можно наблюдать в гостиницах, кафе и ресторанах города. Туризм – это драйвер экономики, поэтому такие фестивали запускают её механизмы. Наши фестивали направлены на сохранение истинно русских традиций и обычаев и на привлечение внимания к ним!

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #натальяшмелева


Интервью с Яной Поляруш - издателем книги о шиховском промысле

Почему вы решили опубликовать книгу о шиховском промысле?
Илья Кузьменков, инициатор проекта, рассказал мне о нем и предложил стать издателем книги. Тема интереснейшая - для меня это стало подарком небес. В моем издательстве Альтер Эго Бук в прошлом году вышел путеводитель "Дневник путешественника. Звенигород". Он был ответом на запрос людей - продавец книжного магазина сказала, что путеводители по Звенигороду спрашивают каждый день. У жителей есть интерес к истории города и его окрестностей. У туристов и приезжих - это естественное желание узнать больше о месте посещения. Поскольку я ещё занимаюсь развитием Выставочного зала Манежа, где продаются книжные новинки и авторские сувениры, я вижу, что книги историка Дмитрия Седова, как и наш путеводитель, — это хит продаж.

Яна Поляруш - издатель книги о шиховском промысле
Книга выйдет в серии "Промыслы и ремёсла Звенигородского уезда". Рабочее название книги - "Легендарное Шихово". Это серьезный труд и весомый вклад в изучение исторического контекста, социальных, географических и культурных особенностей, в которых развивались промыслы Подмосковья, и особенно шиховский. В отличие от остальных, увы, канувших в Лету, шиховские мастера действуют и поныне. Это семейные династии, на протяжении двух столетий передававшие секреты мастерства от отца сыну.
Музыкальные щипковые инструменты шиховских умельцев (гитары, домры, мандолины, балалайки) не только хранятся в музеях, на них и сегодня играют заслуженные музыканты.

Какую аудиторию вы ожидаете привлечь книгой?
Книга будет доступна самой широкой аудитории. Она будут продаваться в Выставочном зале Манежа, Звенигородском музее-заповеднике, книжных магазинах Москвы, на маркетплейсах. Также её можно приобрести в Звенигороде, по местам следования или пребывания туристов и гостей города (центр, санатории, кафе).

Какие у вас планы на продвижение книги и знаний о шиховском промысле?
В рамках серии "Промыслы и ремёсла Звенигородского уезда" мы планируем издать "Каталог мастеров", где соберем под одной обложкой ныне действующих мастеров и рукодельниц Одинцовского района - с фотографиями умельцев, их изделиями и контактными данными. Надеемся, что это послужит популяризации уникальных ремесел, которые развиваются в наших краях, в том числе благодаря поддержке местной администрации.
Безусловно, история и изделия шиховского промысла достойны стать визитной карточкой Подмосковья, наряду с такими брендами, как Федоскино, Гжель и Жостово.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #янаполяруш

Интервью с организаторами Шиховского фестиваля телеканала Одинцовское телевидение

Интервью с Михаилом Киселевым - исполнителем на балалайке, преподавателем МГИМ им. А.Г. Шнитке, который выступит на Шиховском фестивале 18 июня

Как долго вы играете на балалайке и как начали свой путь в музыке? Почему выбрали этот инструмент?
Я играю на балалайке с 8 лет - получается, уже 25 лет. В нашей семье 7 детей и все с раннего детства занимались музыкой – это наш путь. Нас спрашивали не о том, хотим ли мы играть на музыкальном инструменте, а о том, на каком инструменте хотим. Я выбрал волынку. На это мои мудрые родители сказали, что если хочешь играть на ней, то езжай, пожалуйста, в Шотландию.

Михаил Киселев - исполнитель на балалайке
Я стал выбирать между фаготом, флейтой, скрипкой и ударными. В итоге я остановился на балалайке - мне казалось, этот инструмент сложнее. Левая рука двигается в горизонтальной, а правая в вертикальной плоскости - в отличие от ударных, где обе руки двигаются в вертикальной плоскости. Я не жалею о своем выборе.

Какую роль балалайка играет в народной музыке России? А в современной?
Балалайка - традиционный русский инструмент. Она выполняла аккомпанирующую роль для вокалистов, народных танцев и плясок, поднятия боевого духа. Балалайка стремительно развивается и захватывает разные жанры. Теперь это академическая, джазовая, авангардная, эстрадная и народная музыка. Инструменту стали уделять внимание знаменитые композиторы и СМИ, а ролики о балалайке стали вирусными.

Балалайка в том виде, как есть сейчас, появилась в конце XIX века, а писать для неё специально стали в XX. Можно ли говорить, что это относительно современная музыка?
Балалайка появилась в конце XIX века благодаря творчеству Василия Андреева. Однажды он увидел человека, который играл на балалайке, и решился посвятить свою жизнь её популяризации. Первое выступление его кружка состоялось в 1886 году. Первый концерт для балалайки написан в 1925 году. Первые произведения появились гораздо раньше, но не сохранились. Балалайка – молодой инструмент, но она использует темы, уходящие в глубь веков.

Как вы выбрали музыкальные композиции для выступления?
Мы выбирали их так, чтобы показать развитие инструментов от академической и барочной музыки до современных джазовых композиций. У нас будут присутствовать обработки народной музыки, классическая и французская музыка. Мы закончим «Полетом шмеля», переходящим в «Шмелиные буги».

Какие техники игры на балалайке наиболее сложны для исполнения?
Сейчас существует более 70 техник игры на балалайке, и нельзя сказать, что какие-то из них простые. Самый сложный прием - тремоло. Это чередующиеся удары правой рукой по всем струнам. Такой прием создает эффект игры на смычке - получаются тянущиеся звуки.

Какие проекты наиболее запомнились вам за время карьеры?
Мы реализовали в этом году второй московский международный конкурс-фестиваль «Балалайка - душа России». Это самый масштабный проект из тех, которые вообще существуют для балалайки. В нем приняли участие около 2000 исполнителей.

Есть ли у вас любимые исполнители на балалайке?
Это мой любимый преподаватель - Андрей Горбачев, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, а также музыкант Алексей Архиповский.

Что вы надеетесь передать слушателям через свою музыку на Шиховском фестивале?
Мы хотим окунуть зрителей в народную и классическую атмосферу. Постараемся наполнить их эмоциями – как грустью, так и безудержным весельем. Надеемся, что после концерта у слушателей останутся самые приятные впечатления, которыми они смогут поделиться со знакомыми и друзьями. Желаем всем поскорее увидеться! До скорых встреч!

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #михаилкиселев

Интервью с Екатериной Мариной, замдиректора по выставочной деятельности Звенигородского музея-заповедника, о выставке «Ремесло, пережившее эпохи», которая пройдет в Звенигородском манеже 17 и 18 июня.

Какие инструменты будут представлены на выставке?
На выставке будут представлены музыкальные щипковые инструменты – гитары, мандолины, домры, балалайки, которые относятся к кустарному промыслу. Он существует в Звенигороде со второй половины XIX века (самое раннее письменное упоминание относится к 1874 году).
Самый ранний предмет выставки – гитара шиховской артели 1935 года. Непременная спутница бойцов Красной армии, шиховская гитара согревала песней вечером у костра, поднимая боевой дух. Генерал-майор М. А. Пронин, возглавлявший оборону Звенигорода зимой 1941 года, не расставался всю войну с семиструнной «подругой», подаренной ему шиховскими мастерами.
Легенды русского рока на заре карьеры играли именно на шиховских гитарах.


Екатерина Марина - замдиректора по выставочной деятельности Звенигородского музея-заповедника
Секреты создания инструментов передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Живые инструменты, сотворенные руками звенигородских мастеров – вот тема нашей выставки.

Как для выставки отбирались инструменты?
Была задача широко представить музейную коллекцию инструментов, которая формируется с 1950-х годов. Получилось разнохарактерное собрание 1930-1980-х годов. Несколько лет назад музей пополнил собрание прекрасным образцом послевоенного авторского инструмента – домрой-примой работы мастера А. А. Евиченко. Основной массив коллекции составляют фабричные инструменты. Мы хотели подчеркнуть значение сохранения бренда Шиховских струнных щипковых инструментов как части национального культурного достояния.

Какие у вас планы на будущее в организации выставок музыкальных инструментов?
Мы надеемся, что фестиваль «Звенящая струна» запустит волну массового народного интереса к звенигородскому промыслу. Сейчас наш Музей активно развивается, мы планируем создание филиалов. Существует идея о создании филиала с коллекцией музыкальных инструментов. Также мы думаем о создании экспозиции в сотрудничестве с частными коллекционерами и о продолжении выставочных проектов на территории музеев Одинцово или Большие Вяземы.

Что посетители должны вынести из вашей выставки?
Интерес к ремеслу, которое живет. Немногочисленные «кустари» продолжают дело отцов, создают уникальные мастеровые инструменты - гитары, домры, балалайки, мандалины. Мы хотим, чтобы ремесло получило новых мастеров, через которых будет продолжаться преемственность.

Какую роль играют музыкальные инструменты в культуре и истории Звенигорода?
Выдающуюся. Мы открываем пласт культуры, который не был известен последним поколениям. Надеемся, что в наших архивах останутся современные материалы, которые появились в результате работы команды фестиваля – беседы с мастерами и потомками ушедших специалистов, фотоматериалы.

Как посетители выставки смогут узнать больше о представленных инструментах?
К фестивалю приурочен выход книги «Шиховские умельцы», автором которой, по приглашению организаторов фестиваля, выступил зам. директора по научной работе Дмитрий Седов. Книга расскажет про двухвековую история шиховского промысла, в ней содержится много фотоматериалов и описаний инструментов.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью катеринамарина


Репортаж о Шиховских мастерах телеканала Одинцовское телевидение

Интервью с Петром Наличем - композитором и исполнителем, премьера песен которого состоится на Шиховском фестивале.

Какую роль может сыграть музыка в культурном диалоге и в решении проблемы преемственности?
Музыка, как самое абстрактное из искусств, является главным языком межкультурных коммуникаций. Я надеюсь, что она сможет сделать отношения между культурами более человечными. А без преемственности, как и без поиска нового, обойтись невозможно.

Петр Налич - композитор и исполнитель
Как вы относитесь к идее объединения различных культур и жанров на одной сцене?
В моем случае эклектика всегда была совершенно естественна. Для меня и людей моего поколения, выросших в России, Луи Армстронг или Битлз такие же родные, как Рахманинов и Глинка. Мы давно варимся в поликультурном компоте, поэтому я отношусь к этому лишь как к данности. Палитра широка. А дальше уже дело художника, какие краски взять: две-три или тысячу.

Какие гитаристы оказали наибольшее влияние на вашу игру? Как игра на гитаре в целом на вас повлияла?
Я никогда не был настоящим гитаристом - они не носят гитары в фирменных кофрах. На меня повлияла бардовская и традиционная русская семиструнная гитара, на которой исполнялись городские и цыганские романсы. Повлияла латиноамериканская традиция. Но в основном в поле моего «слышанья» была акустическая гитара.
Гитара повлияла и на гармоническое мышление, и на ладовое. Куда мы без гитары…

Как гитара соотносится с другими музыкальными инструментами, которые используются в современной музыке?
Прекрасно соотносится. Благодаря большому количеству возможностей обработки звука гитара может быть не только щипковым инструментом, но и квазисмычковым. На гитаре доступно множество разных спецэффектов.

Как вы относитесь к тому, что гитара часто ассоциируется с определенными жанрами музыки?
У Эдисона Денисова есть чудесный концерт для гитары с оркестром. Говорю для тех, кто думал, что гитара - это только «блатные аккорды во дворе».

Какие тенденции в использовании гитары вы заметили в последнее время?
Стало меньше простой дворовой игры, но в целом гитары расширяют влияние. Благодаря множеству «примочек» звук обрабатывается, изменяется. Я вижу в этом огромный потенциал.

Какой ваш опыт участия в культурных фестивалях? Какой ваш опыт участия в культурных фестивалях?
Такие фестивали для меня - это всегда возможность вылезти из своей раковины, послушать других, другую музыку, другое восприятие реальности. Чтобы потом залезть обратно в свою раковину уже другим человеком.

Вы создали авторскую музыку для спектакля «Дневник старого мастера». Какое послание она несёт?
Как раз мультижанровость и многокультурность. Мой месседж в том, что ты можешь принадлежать к определенной общности, но никогда не должен делить людей на своих и чужих!

Какие советы вы можете дать начинающим музыкантам, которые хотели бы следовать вашим музыкальным стопам?
Учиться, но внимательно - чтобы учеба не переросла в привычку. Слушать других, но дозировано - чтобы выработать собственный «голос» и петь только им.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #петрналич


Интервью с Даниилом Коробейниковым - режиссером спектакля "Дневник старого мастера", премьера которого состоится 17 июня в 19:00 на Шиховском фестивале.

В чем основная идея «Дневника старого мастера»?
Идея спектакля очень актуальна: это проблема старого и нового, проблема взаимоотношений современного мира с инновациями и технологиями, с миром традиций и семейной преемственности, проблема отцов и детей. И, конечно, пути решения этих проблем.

Как в спектакле реализуется проблема смены поколений?
Мы используем разные выразительные средства, которые помогают раскрывать проблематику взаимоотношения поколений, но самая яркая краска в спектакле - это актеры и музыканты. Без них невозможно ничего. Именно они своей энергией наполняют наше действо.

Даниил Коробейников, режиссер спектакля
Что легло в основу сценографии спектакля?
Идея сценографии появилась после просмотра фотографий шиховских мастеров, изучения их интервью. Мы подумали, что именно дерево может создать нужную атмосферу и погрузить нас в мир творчества мастеров, поэтому использовали разные деревянные конструкции, из которых составляли декорации и меняли места действий.

По какому принципу Вы подбирали актеров, что в них было самое важное?
При подборе актеров важно, чтобы мы были на одной волне, интересовались одними и теми же проблемами. А дальше начинаются репетиции, споры, несогласия, которые помогают найти то нужное и единственно верное. Команда, работающая в спектакле, в основном состоит из артистов, с которыми мы встречаемся уже не в первом проекте, но есть много актеров, с которыми я работаю впервые. Мы уже нашли общий язык и понимаем друг друга с полуслова - я счастлив, что собралась такая команда.

Как проходили репетиции?
В репетициях важно доброе отношение между всеми участниками, если хотите - любовь. Спектакль - как и любой творческий продукт- это ребёнок. А ребенок может вырасти только в любви! И мы стараемся вырастить его именно таким образом.

Если ли у Вас свои уникальные режиссерские «фишки»?
Если мы понимаем, что в данном моменте спектакля необходим дополнительный элемент, который позволит усилить ту или иную мысль, заложенную в постановку, то мы обсуждаем его и пробуем - добавляем красоты, фишек. Но если это просто узоры, которые мешают воспринимать главное, то мы отказываемся от такого.

Как добиться от актера того, что нужно именно Вам?
Работа с актером - сложная штука. Здесь опять важна любовь. Если актер чувствует, что его ценят, то и добиваться ничего не надо, он сам становится сотворцом. Но любовь бывает разная - иногда серьезные ультиматумы тоже нужны.

С какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев Вашу постановку?
Вряд ли это можно и нужно пытаться предугадать. Мы лишь хотим рассказать историю об одном мастере, который делает гитары, историю о творчестве, о творце. А творчество всегда немного волшебно, сказочно. Если зритель увидит этот необыкновенный мир, значит, мы на верном пути.

Какой реакции вы ожидаете, чтобы сказать себе: «Спектакль удался»?
Мы закладываем в наш спектакль добро, любовь, свет - и спешим этим поделиться. Чем больше теплоты мы подарим со сцены, тем «удачнее» можно считать нашу работу.

Что для Вас самое сложное в профессии режиссера?
Самое сложное для меня - начать. Первый шаг важен и ответственен. Поэтому перед новой работой я много слушаю музыкальный материал, смотрю фильмы и передачи, читаю - чтоб создать атмосферу, фон для первого шага. Когда чувствуешь, что мысли, идеи и темы вокруг выбранного произведения начинают тебя беспокоить, когда все это становится густым, плотным - тогда можно начинать.

Встречались ли вам люди, которые на вас сильно повлияли как на профессионала?
На меня сильно повлияли мои мастера, мои учителя - Валерий Пашине, Игорь Булыгин, Иза Высоцкая, Ольга Черепова. Они привили вкус, научили смотреть в нужном направлении. Театр может быть разным - классическим, провокационным, новаторским- но благодаря моим мастерам я, надеюсь, могу в этом разнообразии отсеивать пошлость и находить истину!

Вы помните свою первую режиссерскую работу?
Моей первой работой в качестве режиссера был спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца», снятый по пьесе Леонида Филатова. При постановке я понял, что это прежде всего русская сказка, а не политический лозунг или злободневный анекдот – хотя, безусловно, и это тоже было. Акцент на русскую сказку позволил иначе взглянуть на произведение.
В прошлом году снимали передачу, посвященную Леониду Алексеевичу Филатову. Режиссер, работавший над передачей, сказал, что похожего подхода к произведению Филатова не встречал, хотя много отсмотрел при подготовке фильма.

Бывает ли такое, что вы приходите на постановку, и думаете: «А я бы сделал по-другому, лучше», и хочется ее сделать у себя?
Когда есть время, я смотрю новые постановки, особенно стараюсь посмотреть то, что привозят на международные фестивали. Когда бываю за границей, спешу в театр: хочется знать, куда движется театральное искусство, что нового происходит. Конечно, пытаюсь найти что-то для себя. Когда смотришь, то анализируешь, оцениваешь. Я не замечал за собой мысли «я бы сделал по-другому» - напротив, порой считаешь, «как он это здорово придумал». А потом перемалываешь это в голове и используешь у себя.

Какой совет вы можете дать тем, кто хочет попробовать себя в актерской или режиссерской профессии?
Мой совет для любого дела: начинайте с любви. Если будет любовь, то все сложится.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород #интервью #даниилкоробейников


Фестиваль музыки и ремесел «Звенящая струна» приурочен к 465-летию подмосковной деревни Шихово – центру старинного промысла по производству струнных музыкальных инструментов. На протяжении столетий здесь создавали гитары, балалайки и домры, без которых не обходится ни один оркестр русской народной музыки.

Шихово – место, которое с полным правом можно назвать памятником истории русской культуры. Согласно преданию, с середины XIX века здесь стали изготавливать превосходные гитары. Со временем музыкальные инструменты начали делать и в окрестных селениях. Благодаря их качеству о шиховском промысле узнали даже за границей.

В ХХ веке в Шихово была построена фабрика, с которой началось массовое производство музыкальных инструментов. Это позволило сделать гитары доступными для большинства жителей страны.

В 2007 году известная на всю страну Шиховская фабрика закрылась. Завод, который в одно время был в числе лидеров по выпуску гитар (до нескольких десятков тысяч в год) оказался нерентабельным.

Сейчас в Шихово по прежнему живут и работают мастера именитых династий, продолжая ремесленные традиции родного края.

Ждём вас на нашем фестивале!

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород

17-18 июня 2023 года в подмосковном Звенигороде пройдет первый Шиховский фестиваль музыки и ремёсел "Звенящая струна", посвященный 465-летию деревни Шихово – центру древнего промысла по производству музыкальных инструментов. В рамках фестиваля будет реализована насыщенная культурная и просветительская программа, а главным событием станет театральная премьера.
Инициатором проведения Фестиваля выступили Администрация Одинцовского городского округа и Фонд развития социальных и просветительских инициатив «Настоящее». Фестиваль проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив фондкультурныхинициатив.рф, который объявил проект победителем своего Конкурса с предоставлением гранта на его организацию. Среди партнеров Фестиваля также Звенигородский государственный музей-заповедник.

Цель фестиваля - привлечь внимание общественности к знаменитому когда-то в России и за рубежом уникальному шиховскому промыслу по изготовлению струнных щипковых музыкальных инструментов, показать уникальность и востребованность производства инструментов в наше время, представить промысл как сферу культурных интересов и актуальную среду для профессионального развития.

Главным событием фестиваля станет премьера спектакля «Дневник старого мастера», созданного специально для фестиваля по оригинальному сценарию режиссером Даниилом Коробейниковым. Авторскую музыку для спектакля создал популярный российский композитор и исполнитель Петр Налич: на представлении спектакля состоится премьера двух новых песен знаменитого маэстро.

Для Шиховских мастеров и гостей фестиваля в культурном Центре им.Л.Орловой в центре Звенигорода пройдет «концерт-чествование». В нем примут участие выдающиеся исполнители на народных инструментах. На сцене выступят как уже получившие признание детские коллективы и молодые выдающиеся исполнители, так и мэтры музыкального искусства. В программе - переложения классической музыки, обработки народных тем, современная музыка и джазовые композиции. Украшением концерта будет всемирно известный коллектив ГАРНА «Россия» им. Людмилы Зыкиной, художественный руководитель - Заслуженный артист РФ Дмитрий Дмитриенко, в сопровождении которого выступят музыканты.

В эти фестивальные дни, 17 и 18 июня, и сам Звенигород станет концертной площадкой: на его центральных улицах разместятся несколько импровизированных сцен, которые примут участников фестиваля уличной музыки. В программе – концерты струнных щипковых инструментов, народная музыка, фольклорные коллективы, а также разнообразные интерактивные программы – народные игры, танцы, частушечные «батлы». Фестиваль пройдет на трех открытых площадках: Городской парк, сквер у КЦ им. Л.Орловой и на улице Московской у входа в «Купчий двор».

В программе также интерактивная лекция «Дело жизни. Выбрать, сохранить, передать. История шиховского музыкального промысла и мастеровых династий», которую проведет для всех желающих в Городском парке философ, журналист, краевед, со-основатель общественного движения «Шиховские струны» Сергей Крячков, а также фотовыставка «Два с половиной века Шиховскому промыслу» в фойе КЦ им Л. Орловой.

Общественная и культурная жизнь города тоже предстанет в открытых городских пространствах. В Городском парке пройдет уличная выставка звенигородских художников, а в районе улицы Московской и в городском парке разместятся многочисленные лавки местных мастеров народно-художественного промысла.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
#Звенящаяструна #Шиховскийфестиваль #Шихово #Звенигород

Шиховский фестиваль стал победителем конкурса Фонда культурных инициатив

31 августа 2022 года координационный комитет Президентского фонда культурных инициатив утвердил проекты, которые стали победителями второго конкурса 2022 года на предоставление грантов Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.


Проект фонда «Настоящее» на проведение Шиховского фестиваля музыки и ремёсел "Звенящая струна" вошел в число победителей и получил грантовую поддержку.


Проведение фестиваля запланировано на 17 и 18 июня.

Мероприятие приурочено к 465-летию деревни Шихово Дмитровского городского округа.

Гостей фестиваля ждет насыщенная программа: концерты фольклорной музыки, ярмарка, мастер-классы, подвижные игры и многое другое.

Связаться с нами
Контакты для прессы:
Михаил Тяпин
Тел: +7 901 751-07-34

По вопросам сотрудничества:
Константин Шапран
Тел: +7 918 755-99-96

Фонд "Настоящее"
nastoyashee51@mail.ru
Made on
Tilda